МБОУ "СОШ № 18"
город Обнинск
  • Информационная безопасность

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    1. Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий 
    2. Установлен строгий контроль за электронной почтой школы, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
    3. Установлено разграничение прав на персональные ПК.
    4. Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

    Детские безопасные сайты

    Детям до 10 лет

    1. Азбука информационной безопасности от Лаборатории Касперского

      Лаборатория Касперского подготовила брошюру для учеников младших классов «Азбука информационной безопасности» 

    2. http://www.smeshariki.ru/parents#3
      Советы от Смешариков: об осторожном поведении в интернет-игре

    3. https://www.rubiring.ru/arkadiy-parovozov-somnitelnyie-saytyi/
      Мультфильм «Аркадий Паровозов спешит на помощь – Сомнительные сайты»

    4. https://kids.kaspersky.ru/category/entertainment/multfilmy/
      Анимационный сериал о приключениях мальчика Севы и робота Каспера на просторах интернета. 

    5. http://krasatatiana.blogspot.com/2009/10/blog-post.html 
      Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет. 

    6. http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru 
      Интерактивная игра «Джунгли Интернета» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет и призвана научить не теряться при столкновении с угрожающим поведением других пользователей или с негативным содержанием сайтов. 

    7. http://www.spas-extreme.ru/themes/internet_bezopasnost Интернет-безопасность на портале Спас-Экстрим

    Как уберечь детей от деструктивных сообществ в соцсетях

    Детям от 11 до 14 лет:

    • https://www.edu.yar.ru/azbuka/ Азбука цифрового мира 
    • http://i-deti.org/comic/ Комиксы «Приключение Степы в Интернете».
    • http://i-deti.org/video/ Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.
    • http://www.saferunet.ru/teenager/ Центр безопасного интернета в России: подросткам
    • https://stepik.org/course/191/  Онлайн-курс «Безопасность в Интернете» от Академии Яндекса   для школьников 6-9 классов.
    • http://www.fcprc.ru/projects/cyberbullying ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Твой безопасный кибермаршрут. Система консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в сети Интернет
    • Медиаграмотность 

    Детям от 15 до 18 лет:
     

    • https://www.edu.yar.ru/azbuka/ Азбука цифрового мира
    • http://персональныеданные.дети/ База материалов в виде правил, презентаций, тестов и игр, объясняющих детям о важности личной информации при использовании цифровых технологий.
    • http://www.saferunet.ru/teenager/ Центр безопасного интернета в России: подросткам
    • http://www.fcprc.ru/projects/cyberbullying ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Твой безопасный кибермаршрут Система консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в сети Интернет
    • https://stepik.org/course/191/  Онлайн-курс «Безопасность в Интернете» от Академии Яндекса   для школьников 6-9 классов.

    Педагогам

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве:

    • Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    • Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    • Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    • Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
    • Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    • При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    • Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    • Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    • Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    • О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    • Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    • Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    • Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    • Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    1. Ухудшение здоровья ребенка 
    2. Интернет-зависимость 
    3. Просмотр нежелательного контента 
    4. Общение с незнакомцами
    5. Общение с незнакомцами в интернете, которое может перерасти в реальное общение в жизни.

      Советы по обеспечению безопасности ребенка в Интернете

      • Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным источником информации, но и опасным собеседником, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.
      • Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно - развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.
      • Ввести ограничения по использованию гаджетов. 
      • Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!
      • Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.
      • Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а социальные сети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
      • Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка.

      Реальные последствия

      Поделиться страницей

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie